Налоговая проверка

Опыт работы более 20 лет

8 - 499 - 400 - 5416

 
 

12 причин, ведущих к налоговой проверке



Уважаемый читатель, настоятельно рекомендуем ознакомиться с данной статьёй. Знания приобретённые вами при внимательном прочтении данного материала практикующих налоговых юристов компании, сберегут вам и деньги и нервы и подготовят вас и вашу компанию к возможным неизбежным неприятностям общения с сотрудниками налоговой инспекции, особенно если ваша компания уже включена в план налоговых проверок.

Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» налоговой службой предоставлены налогоплательщикам критерии вероятности проведения выездной налоговой проверки («Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок»).

Всего налоговая служба выделяет двенадцать критериев, по которым налоговые инспекции осуществляют планирование проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, состоящих у них на учете, на текущий период и на последующие года:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение всех уплаченных налогоплательщиком налогов (в том числе тех, по которым он выступал в качестве налогового агента) к выручке организаций. При расчете среднеотраслевых показателей ФНС России использует сведения об обороте (выручке) организаций по данным Росстата, которые также указаны в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Налоговой службой учитывается данный критерий, если налогоплательщик осуществляет финансово-хозяйственную деятельность с убытком в течение двух и более календарных лет. Однако, если организация может обосновать получение убытков, как следствие действия объективных причин, предоставит соответствующую информацию и подтверждающие документы в налоговую инспекцию, то данный критерий может быть не принят во внимание налоговой службой при рассмотрении вопроса о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Так или иначе, при подаче налогоплательщиком в инспекцию налоговой отчетности, в которой отражены убытки, налоговым органом будет проводиться камеральная налоговая проверка, в ходе которой будут запрошены вышеуказанные информация и документы.

Убытки компании для «сознания» налогового органа являются «вещью не свойственной» для такой деятельности, как предпринимательская, и поэтому их отражение налогоплательщиком в налоговой отчетности обязательно приведет к вопросам от контролирующего органа.

3.

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
Налоговая служба указывает, что данный критерий применим, если доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

Данная ситуация схожа с отражением налогоплательщиком убытков в налоговой отчетности – контролирующему органу сразу же кажется, что его «обсчитывают, недоплачивают дивиденды».

4.

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Данный критерий опережающего темпа роста расходов относится только к организациям, которые применяют общий режим налогообложения и уплачивают налог на прибыль организаций.

Чтобы не дать возможности налоговому органу использовать данный критерий при рассмотрении вопроса включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок рекомендуем самостоятельно анализировать ситуацию до отражения показателей в налоговой отчетности, и в случае наличия данного обстоятельства выявлять причины и принимать меры по ним.

Под несоответствием темпов роста могут быть разумные объяснения (нестабильная экономическая ситуация и т.д.).

Кроме того, проверяющие могут истолковать данный критерий по-своему.

5.

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
Налоговая служба использует для определения соответствия налогоплательщика данному критерию информацию из: официальных Интернет-сайтов Росстата, по запросу в территориальные органы Росстата и из его официальных документов. На некоторых официальных Интернет-сайтах управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации размещаются соответствующие статистические показатели.

Также налоговая служба учитывает информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

6.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года). Такими показателями могут быть: средняя численность работников за налоговый период, доля участия в других организациях, предельный размер доходов и т.д., т.е. те показатели, которые дают право налогоплательщикам применять специальный налоговый режим: УСН, ЕНВД, ЕСХН и др.

7.

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
Данный критерий схож с предыдущим критерием, только относится не к юридическим лицам, а к индивидуальным предпринимателям. Он применяется, если доля профессиональных налоговых вычетов заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.

8.

Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
При проверке соответствия налогоплательщика данному критерию в целях определения необходимости его включения в план выездных налоговых проверок, налоговым органом исследуются контрагенты налогоплательщика в разрезе определения наличия обстоятельств, позволивших бы квалифицировать налоговую выгоду при взаимоотношениями с ними необоснованной (наличие взаимоотношений налогоплательщика с «фирмами-однодневками»). Например, критерии для признания налоговой выгоды необоснованной указаны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. № 53 и т.д.

9.

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
Данный критерий применяется налоговой службой, когда налогоплательщик «пропадает».

10.

Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
Как правило данный критерий не служит самостоятельным основанием для включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Сотрудники налоговой инспекции, в случае необходимости, выезжают по новому адресу регистрации налогоплательщика с целью проверки факта нахождения его единоличного исполнительного органа там (и то, если налогоплательщик подпадает под другие критерии).

11.

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Расчет рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности приведен в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@.

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики считается значительным, если оно равно 10 и более процентам.

12.

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Под ведением налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском понимается вступление им во взаимоотношения с контрагентами без надлежащего проявления должной осмотрительности, а именно: отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров; отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей; отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам; отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и т.д.

На основании вышеизложенного, налогоплательщики имеют возможность определить вероятность их включения налоговым органом в план выездных налоговых проверок. Однако, данный перечень критериев является не исчерпывающим для включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок, и при ведении финансово-хозяйственной деятельности рекомендуем использовать еще один критерий: если компания существует более трех лет с момента ее государственной регистрации, то нужно быть всегда «начеку» - заранее следить и проверять всю документацию, отчетность, сдаваемую в налоговую инспекцию, и проводить текущий налоговый аудит у профессионалов, которые смогут уже до прихода в компанию проверяющих указать на все недочеты и слабые места в «налоговом деле компании».

Экспертная КОНСУЛЬТАЦИЯ

Сообщение отправлено

Благодарим Вас!

Наши сотрудники свяжутся с вами в ближайшее время.

×

Сообщение отправлено

×
контакты

наши контакты

   127055, г. Москва, Институтский переулок, 16

   8 (499) 400-54-16

   8 (499) 400-54-16

   info@nalogovaja-proverka.ru

написать письмо

© 2003 - 2016, ООО «Налоговая проверка»