Налоговая проверка

Опыт работы более 20 лет

8 - 499 - 400 - 5416

 
 

6-ть эффективных способов выиграть время во время налоговой проверки



Выездная налоговая проверка для всех налогоплательщиков, как правило, является неожиданным событием. Если у налогоплательщика налажены связи с налоговой инспекцией, то он может узнать о проверке не за долго до начала ее проведения.

Такой вид налогового контроля, как выездная налоговая проверка состоит из ряда мероприятий налогового контроля, проводимых проверяющими в процессе проверки. Все мероприятия налогового контроля регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации. Но из практики проведения выездных налоговых проверок видно, что базовым и самым первым мероприятием налогового контроля является истребование проверяющими документов у налогоплательщика за проверяемый период на основании и в порядке ст. 93 НК РФ. После получения от налогоплательщика всех интересующих налоговую инспекцию документов, проверяющие начинают проводить более целенаправленные виды мероприятий налогового контроля (допросы, экспертизу документов и т.д.).

Таким образом, чем быстрее налоговая инспекция получит необходимые документы от налогоплательщика, тем больше времени у нее будет для их исследования. Кроме того, короткие сроки для представления документов по требованию могут привести к некачественной их подготовке налогоплательщиком перед представлением в налоговую инспекцию (могут случайно передаться «лишние» документы либо с неправильными реквизитами, оформлением и т.д.).

Следствием чего, возникает вопрос, как максимально эффективно и законно оттянуть сроки для представления документов по требованию инспекции, что даст налогоплательщику возможность привести всю документацию компании в порядок и уменьшить срок для проведения налоговой инспекцией контрольных мероприятий.

Итак, возможны следующие способы достижения налогоплательщиком вышеуказанной цели:

1. Представить документы в последний день.
Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Таким образом, чтобы затянуть сроки получения налоговой инспекцией истребуемых документов рекомендуем их отправить по почте до 24.00 последнего дня, когда истекает срок для их представления.

2. Официально продлить сроки для представления документов.
Законодатель дает налогоплательщикам срок в один день, чтобы представить в налоговую инспекцию заявление о продлении срока для предоставления документов по требованию инспекции в ходе выездной налоговой проверки. Так, абз. 2, 3 п. 3 ст. 93 НК РФ гласит, что налогоплательщик вправе в течение дня, следующего за днем вручения требования о представлении документов, письменно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель налоговой инспекции вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. Отказ налоговой инспекции в продлении сроков должен быть мотивирован (в решении должны быть изложены основания для отказа в продлении сроков).

Конечно же, для продления сроков должны быть основания, но их всегда можно спустить до стандартных (наличие в штате небольшого числа сотрудников, которые могут заниматься подготовкой документов, неисправность оргтехники, что документы находятся в архиве в другом городе, что в совокупности с большим объемом истребуемой документации требует более продолжительного времени). Заявление о продлении сроков для представления документов допускается писать в свободной форме. Даже если налоговая инспекция откажет налогоплательщику в удовлетворении данного заявления, то его наличие сыграет определенную роль при оспаривании возможного доначисления штрафа за непредставление документов в вышестоящем налоговом органе и суде.

Суд, учитывая факт предоставления налогоплательщиком данного заявления в налоговую инспекцию, снизит размер ответственности в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2009 г. № А05-1221/2009), либо освободит от ответственности по ст. 126 НК РФ на основании ст. 110, 111 НК РФ (Постановления ФАС Московского округа от 24.07.2009 г. № КА-А40/6844-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.11.2012 г. № А03-531/2012, ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2009 г. № А66-9458/2008 и т.д.).

3. Представляйте только точно указанные в требовании документы.
Статьей 93 НК РФ не определено каким образом налоговым органом должны быть описаны истребуемые документы в требовании. Форма требования о представлении документов утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 г. № ММ-3-06/338@.

Применяемая форма требования предусматривает указание наименования документов, периода к которому они относятся, и, при наличии, реквизитов или иных индивидуализирующих признаков запрашиваемых документов.

Большая часть правоприменительной практики придерживается того, что в требовании должно быть точно указано, какие именно документы и в каком количестве затребованы. Если количество документов в требовании точно не определено, то привлечение к ответственности за их непредставление (или несвоевременное представление) неправомерно (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 г. № 15333/07 по делу № А65-1455/2007-СА2-34, Постановления ФАС Московского округа от 20.08.2013 г. по делу № А41-46795/12, от 14.06.2013 г. по делу № А40-111468/12-20-575, от 01.04.2013 г. по делу № А40-47581/12-107-257).

Таким образом, если налоговым органом в требовании о представлении документов не указаны конкретные документы, то налогоплательщик может отнестись к содержанию требования «буквально» и представить только ту часть документов, которая конкретно поименована в нем.

Налоговый орган скорее всего квалифицирует это как непредставление истребуемых документов и наложит штраф, но налогоплательщик его без труда сможет оспорить в суде.

4. Представляйте только те документы, которые предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством.
Налоговая инспекция не вправе требовать документы, не предусмотренные налоговым или бухгалтерским законодательством (на это указывает и правоприменительная практика: ФАС Московского округа от 01.03.2013 г. по делу № А40-12594/12-90-60, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 г. по делу № А27-12833/2011, ФАС Московского округа от 29.02.2012 г. по делу № А40-54137/11-116-156 и др.).

ФАС РФ в Определении от 08.11.2012 г. № ВАС-11890/12 отметил, что налоговые органы вправе истребовать, а налогоплательщики обязаны представить документы, которые связаны непосредственно с исчислением и уплатой налогов. При этом аналогичное ограничение распространяется и в отношении лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.

5. Не передавайте документы повторно.
Если в ходе ранее проводимых налоговым органом камеральных налоговых проверок налогоплательщиком уже представлялись документы, которые повторно указаны налоговым органом, проводящим выездную налоговую проверку, в требовании о представлении документов, то налогоплательщик может их не представлять.
Данное право следует из п. 5 ст. 93 НК РФ.
Исключением из этого случая является, если ранее налогоплательщиком представлялись в налоговую инспекцию подлинники документов, которые после были возвращены налогоплательщику, либо были утрачены налоговым органом вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

6. Представляйте только те документы, которые относятся к проверяемому периоду.
Налоговым органом могут быть истребованы только те документы, которые относятся к периоду, охваченному налоговой проверкой.

Данное правило подтверждено правоприменительной практикой: Постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2009 г. № Ф03-2283/2009 по делу № А73-11087/2008, от 03.02.2010 г. № Ф03-126/2010 по делу № А73-14268/2008 и др.

Касательно оформления представляемых в налоговый орган документов: НК РФ не предусмотрены требования к оформлению представляемых в налоговую инспекцию налогоплательщиком документов, помимо их надлежащего заверения им. Таким образом, допускается представление их «в разнобой», в прошитом неудобным для ознакомления с ними способом и т.д.

Вышеуказанные способы позволят налогоплательщику выиграть время для подготовки и проверки представляемых в ходе выездной налоговой проверки документов, а также сократят выделенное налоговому органу время для проведения контрольных мероприятий.

Экспертная КОНСУЛЬТАЦИЯ

Сообщение отправлено

Благодарим Вас!

Наши сотрудники свяжутся с вами в ближайшее время.

×

Сообщение отправлено

×
контакты

наши контакты

   127055, г. Москва, Институтский переулок, 16

   8 (499) 400-54-16

   8 (499) 400-54-16

   info@nalogovaja-proverka.ru

написать письмо

© 2003 - 2016, ООО «Налоговая проверка»