Налоговая проверка

Опыт работы более 20 лет

8 - 499 - 400 - 5416

 
 

От налоговой проверки к проверке МВД



В компании была проведена выездная налоговая проверка, по результатом которой налоговым органом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщику были доначислены суммы налогов, пени и штраф.
Решение по налоговой проверке подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

Согласно п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), налогоплательщик не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Налоговая инспекция вправе направить материалы проверки в следственные органы вне зависимости от факта обжалования налогоплательщиком в суд самого решения по проверки, в том числе если суд даже приостановил исполнение этого решения (Письмо ФНС России от 29.12.2011 г. № АС-4-2/22500).
В свою очередь, следователь мог возбудить уголовное дело по таким составам только после поступления материалов из налогового органа (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ). Этот порядок действовал с конца 2011 года.

Федеральный закон № 308-ФЗ от 22.10.2014 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ» изменил порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Вышеуказанные ограничения теперь отменили, и с 22.10.2014 г. следователи снова получили право возбуждать уголовное дело по налоговому преступлению, даже не располагая материалами проверки из налоговых органов.
Кроме того, в силу ст. 4 УПК РФ новый порядок распространяется и на те преступления, которые были совершены до вступления в силу вышеуказанного закона. Таким образом, от налоговой проверки к проверке МВД путь изменился кардинальным образом: ранее была последовательность, а в настоящее время допускаются более чем даже «параллели», проверка МВД по «налоговым статьям» может быть начата вне зависимости от наличия и результатов налоговой проверки.
Обращаем внимание, что материалы проверок налоговых инспекций продолжают считаться поводом для возбуждения уголовного дела.
Однако теперь поводом для проверки могут являться также заявления граждан (например, сотрудников компании, уклоняющейся от уплаты налогов), результаты оперативно-розыскной деятельности подразделений МВД и т.д.

Как правило, компания узнает о проводимых в отношении нее оперативно-розыскных действий со стороны органов МВД из полученного требования о представлении документов, повесток о вызове на допрос либо из непосредственной явки сотрудников правоохранительных органов в офис компании. Все перечисленные обстоятельства, свидетельствующие о заинтересованности органов МВД вашей компанией, говорят о необходимости незамедлительного обращения за квалифицированной юридической помощью. Если компания попадает по каким-либо причинам в поле зрения правоохранительных органов, то это нельзя пускать на самотек, дабы избежать возможность остаться «крайним».

Права оперативных подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями регламентированы Законом РФ от 7.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Порядок осуществления оперативными сотрудниками сопровождения уголовных дел регламентирован УПК РФ.

Так, действия следователей при получении ими сообщения о налоговом преступлении регламентированы ст. 144 УПК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, привлекать к участию в этих действиях специалистов и т.д.

Как правило, следователь вышеуказанные действия не проводит и возбуждает уголовное дело на основании материалов, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативно-розыскные мероприятия производит орган дознания.

Следователь, получив сообщение о налоговом преступлении от органа дознания, должен направить (не позднее трех суток с момента получения сообщения) в налоговый орган, вышестоящий по отношению к той инспекции, в которой состоит на учете конкретный налогоплательщик (управление ФНС России по субъекту) копию такого сообщения, иные документы и предварительный расчет недоимки.

У налогового органа есть 15 суток на то, чтобы направить ответ на сообщение следователя.
Следователь после получения ответа от налоговой инспекции в соответствии с ч. 9 ст. 144 УПК РФ обязан в течение 30 суток принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

При наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки «налогового преступления», следователь может возбудить уголовное дело даже до получения информации от налоговой инспекции. Достаточность данных о «налоговом преступлении» следователь в каждом случае определяет по своему внутреннему усмотрению.

Таким образом, процедура обмена сведениями органами МВД с налоговой инспекцией теперь носит более формальный (справочный) характер, и при желании следственным органом может быть возбуждено уголовное дело даже без участия со стороны налоговых органов.

Вышеуказанные обстоятельства говорят о выделении на законодательном уровне из ранее существовавшего последовательного пути «от налоговой проверки к проверке МВД» теперь уже самостоятельного комплекса процессуальных мероприятий «Проверка МВД по налоговым преступлениям».

Экспертная КОНСУЛЬТАЦИЯ

Сообщение отправлено

Благодарим Вас!

Наши сотрудники свяжутся с вами в ближайшее время.

×

Сообщение отправлено

×
контакты

наши контакты

   127055, г. Москва, Институтский переулок, 16

   8 (499) 400-54-16

   8 (499) 400-54-16

   info@nalogovaja-proverka.ru

написать письмо

© 2003 - 2016, ООО «Налоговая проверка»